В 1818 году Пестель получил назначение в штаб Южной армии, который находился в Тульчине, в Молдавии, и отбыл к новому месту службы, а Общество спасения осталось без своего руководителя. Надо сказать, что Пестель был одним из самых старших его деятелей, хотя ему было всего 24 года. Все остальные были еще моложе. Когда Пестель уехал, руководящую роль принял на себя Михаил Муравьев, который для начала решил в общество вступить. Когда ему сказали, что он должен сделать это, не читая устава, он удивился и потребовал, чтобы устав ему все-таки дали. Пришлось пойти на нарушение норм «партийной жизни». Кроме устава, ему дали прочитать и текст присяги, которую надо было принести. Ознакомившись с текстом, Муравьев заявил, что присягать
3. Союз Благоденствия
Общество было организовано по следующему принципу: все его члены подразделялись на четыре группы. Верхняя (так называемые «бояре») были руководителями; их было очень немного. Затем следовали «мужи», которые вместе с «боярами» имели право знакомиться с уставом общества и знать его цели; далее следовал третий разряд - рядовые члены («братья»), которые не должны были ни о чем спрашивать, а обязаны только слепо повиноваться; четвертый разряд под названием «друзья» - люди, которых предназначали в члены общества, хотя их самих об этом и не спрашивали. Здесь проглядывала мысль о том, что вербовать в члены общества надо среди людей, заранее для этого намеченных. Поэтому когда позднее в руки следствия попали списки организации, там оказалась масса людей, которые о ней слыхом не слыхивали. Следственной комиссии пришлось извиняться перед ними, а некоторых даже награждать в качестве компенсации за понесенный моральный ущерб.
Цель тоже была сформулирована Пестелем точно и просто: цареубийство (возможно, уничтожение царской фамилии) и - как перспектива - установление конституционной формы правления России.
И вот наши офицеры, герои войны, желающие навести порядок в своей неблагоустроенной стране, давали такую клятву и при вступлении в масонскую ложу, и при вступлении в общество (там клятва была, видимо, несколько видоизменена).
«Клянусь во имя Верховного Строителя Всех Миров никогда никому не открывать без приказания ордена тайных знаков, прикосновений, слов, доктрин и обычаев франкмасонства и хранить о нем вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязуюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи пред посвящением нового брата как предмет проклятий и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталось ни следа, ни памяти изменника».
Вступление в общество сопровождалось принесением клятв, списанных с масонских стандартов. Например:
Пестель использовал фактически готовые формы. Он посчитал, что общество карбонариев - наиболее подходящее для пересадки его принципов на русскую почву, и организация была создана. В 1817 году ей было дано название «Союз спасения, или истинных и верных сынов отечества».
2. Преддекабристские организации
Так продолжалось примерно до 1816-1817 гг. В 1816 году Муравьевы стали определяться - в тот момент, когда в их компанию вошел полковник Павел Иванович Пестель. Он, в отличие от Муравьевых, скорее идеалистов-мечтателей, был человек дела. В сущности, он и дал всем неясным помыслам конкретную форму. Он прекрасно понимал, что если создается политическая организация, то, во-первых, она должна основываться на определенных принципах и иметь жесткую структуру, а во-вторых, у нее должна быть программа действий, причем цели должны быть как близкие, так и отдаленные (программа-минимум и программа-максимум). Пестель представлял себе структуру тех социально-политических организаций, которые существовали в это время в Европе. Среди них выделялись три типа организаций: одна была организацией революционеров-якобинцев во Франции (это было уже дело прошлое), другая - общество карбонариев в Италии (тайная политическая организация; «карбонарий» - от «карбон» (уголь), поэтому их называли угольщиками), а третья - немецкое учреждение под названием «Tugendbund» («Союз добродетели»). Якобинцы были крайними революционерами-террористами, которые произвели Французскую революцию и сами же в ее огне погибли; итальянские «угольщики» были тайными политическими заговорщиками, которые в условиях жесткой конспирации преследовали свои политические цели (а поскольку Италия в то время находилась под властью Австрии, то понятно, против кого они действовали); что касается «Союза добродетели», то это была организация скорее культурная, чем политическая, и предусматривала она не борьбу, а некие действия против врагов отечества; никаких внутренних проблем этот союз решать не собирался и, строго говоря, был лоялен по отношению к властям.
В масоны почти все они вступили за границей и были приняты в члены французских и немецких масонских лож. При этом цели, которые они ставили перед собой или пытались поставить, не были как-то сформулированы.
Разговоры велись среди людей, которых можно было посвятить в подобные планы. Люди эти друг друга все знали. У Муравьева было несколько братьев, а если считать всех двоюродных и троюродных родственников, то получалась довольно большая компания. Все они были гвардейскими офицерами, это был один круг, где все определялось одинаковым социальным происхождением, родственными связями, до известной степени общностью судьбы, но было непонятно, чего же они, собственно, хотят.
В прошлый раз мы начали разговор о декабристах. Сегодня нам предстоит перейти к более детальному изучению истории тайных обществ в России. Первые попытки создания тайных политических организаций приходятся на время возвращения русской армии из заграничного похода - 1815-1816 гг. Нельзя сказать, что эти попытки были особенно удачны. Полковник Александр Муравьев, генерал Михаил Орлов и юнкер Борисов, не сговариваясь, пытались создать какую-то организацию, причем действовали (особенно Орлов и Муравьев) в рамках существовавших тогда масонских лож. Борисов интересен тем, что он был всего-навсего юнкер, действовал в провинции, а общество, которое он пытался организовать, называлось идиллически «Обществом друзей природы». Политикой здесь вроде бы и не пахло.
1. Тайные общества в России
1. - Тайные общества в России. 2. - Преддекабристские организации. Союз Спасения. 3. - Союз Благоденствия. 4. - Семеновская история. 5. - Северное и Южное общества. 6. - Программные документы. 7. - Вопрос о престолонаследии в 1825 г. 8. - События 14 декабря 1825 г. 9. - Следствие по делу декабристов. 10. - Жены декабристов.
М.Н. ВОРОБЬЕВРУССКАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ II (XIX ВЕК). ЛЕКЦИИ 14, 15, 16
М.Н. ВОРОБЬЕВ. РУССКАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ II (XIX ВЕК).
Комментариев нет:
Отправить комментарий